Жжёнка- это напиток типа пунша, приготавливаемый из алкоголя, фруктов и жжёного сахара (точнее - сахара, добавляемого в основную смесь путем плавления). Этот внешне эффектный, по способу приготовления несложный, неоправданно дорогой и нездоровый напиток получил распространение в Европе в золотоподкладочной студенческой среде в начале XIX в. и перекочевал в Россию после Отечественной войны 1812-1814 гг.

 Разные виды жжёнки, отличающиеся пропорциями и количеством одних и тех же компонентов, известны под разными собственными названиями, например карамболи, золотое руно, гаудеамус, буршен-гетрэнк, чёртов напиток и др. Через художественную литературу XIX в. жженка получила неумеренно восторженную и не отвечающую ее реальному содержанию рекламу.

Ю. Слёзкин. «Летопись пережитых лет»:
Церемония «приема» сопровождалась раз на всегда принятыми правилами: в выбранный для этого день все офицеры полка приглашались в Офицерское Собрание на товарищеский ужин. После ужина с соответствующим возлиянием, все переходили в традиционную «гусарскую комнату», в которую вносили громадный серебряный жбан. В этот жбан вливалось несколько бутылок красного вина. На жбан клались две скрещенные гусарские сабли, на которые ставилась голова сахара, которую обильно обливали крепким ямайским ромом. Затем потушив в комнате свет, облитую ромом сахарную голову поджигали и ром, горя красивым голубым светом, заставлял таять сахар и вместе с ним падал горящими каплями в жбан на поверхность вина. Когда вся сахарная голова, растаяв, попадала в жбан и вместе с ромом еще некоторое время горела голубым пламенем, то горящую поверхность «тушили» бутылкой или двумя шампанского. Затем эту смесь хорошенько размешивали большим серебряным черпаком и крепкий, слад- кий, ароматно пахнущий напиток разливали по стаканам. Напиток этот носил название «гусарской жжёнки» и варил его «знаток этого дела», обычно какой-нибудь старый ротмистр.
Во время этого «ритуала» пелась старая гусарская застольная песнь: «Где гусары прежних лет». Первая чарка подкосилась новопринятым в полк молодым корнетам, которые выпивали ее стоя, вытянувшись. После этого все присутствовавшие старшие офицеры выпивали с ними «на-ты» и это символизировало принятие их «равными» в дружную Полковую Семью.
Вся романтика этой передаваемой из поколения в поколение традиции, при мерцающем свете горящего голубым огнем рома и пении старой, еще времен Дениса Давыдова, застольной песни, создавала у молодых офицеров приподнятое настроение, связывая крепко с избранным ими полком.

В. Трубецкой. «Записки кирасира»:
Как сейчас в памяти темная комната, посреди которой на полу стоял большой жбан с вином. Сверху жбана на перекрещенных саблях высилась сахарная голова, обильно политая нагретым ромом и подожженная. Эта пылающая пьяная штука была единственным освещением всей комнаты, где электричество было потушено. Ром горел синим колеблющимся пламенем, причудливо освещая пестрые мундиры и раскрасневшиеся лица всей компании, восседавшей прямо на полу, на устланных вокруг жбана коврах. Жженый сахар, расплавляясь на огне, стекал в горевшее вино крупными раскаленными каплями с зловещим шипением. Когда пламя разгоралось слишком ярко, Танеев, руководивший пиром, заливал его сверху шампанским. «Ерш» получился жестокий. Все это было совсем необыкновенно, а потому — весело вдвойне.

Ингридиенты:
2 бутылки шампанского,
1 бутылка рома,
1 бутылка белого вина,
800 грамм сахара,
1 большой ананас.

Инструкции:
В серебряную или медную кастрюлю влить 2 бутылки шампанского, 1 бутылку хорошего рома, 1 бутылку хорошего белого вина, положить 800 грамм сахара, порезанный ананас и вскипятить на плите. Вылить в фарфоровую или хрустальную крю-шонницу, положить на ее края крестообразно две серебряные вилки, на них уложить кусок сахара, полить его ромом, зажечь и подливать ром, чтобы сахар воспламенился и растаял. Брать серебряной суповой ложкой жженку, поливая сахар, чтобы огонь не затухал, и прибавлять свежего рома, а между тем готовую жжёнку разливать по чашкам.